Вопрос классификации форм государственного устройства находится в тесной связи с вопросом о классификации государств. Долгое время он решался в рамках наиболее обобщенной классификации государств - глобальной типологии государства, основательно разработанной советской юридической наукой в учении об историческом типе государства и права
каким бы полицейским и тоталитарным ни было государство, некоторую часть его фундамента все равно составляет гражданское общество - пусть и урезанное, ограниченное, задавленное. При всем желании ни один политический строй или режим не в состоянии свести на нет частную жизнь граждан, которая в своих разнообразных проявлениях и составляет то, что мы называем гражданским обществом. Иными словами, нельзя устранить гражданское общество, не устранив одновременно самого государства.
Прежде всего необходимо отметить, что данное произведение не имеет самостоятельного характера и представляет собой полемику с ранее опубликованной в журнале Государство и право" (2010. № 7) статьей С.М. Петрова и Л.Ю. Грудцыной. В ней излагается иная, чем у названных авторов, точка зрения на предмет и метод конституционного права, содержание конституционного законодательства, природу федеральных конституционных законов и актов Конституционного Суда РФ. Затронуты вопросы прямого действия Конституции, особенностей развития конституционного законодательства
Рассматривая вопрос о признаках государства, следует различать его теоретическую конструкцию и существующее в действительности развивающееся явление. Реальное государство не всегда соответствует его модели. Необходимо учитывать, что признаки государства образуют динамический ряд, количество элементов в котором применительно к конкретному государству может меняться. На состав этих признаков оказывает влияние большое количество факторов: форма, экономическая и социальная основы, особенности культурно-исторического развития государства, его географическое положение, религия и др.