В большинстве развитых государств отсутствуют ограничения на трансграничное перемещение капитала физических и юридических лиц. Очевидная тенденция к их смягчению наметилась в последние несколько лет и в Российской Федерации. По этой причине большой интерес представляет исследование возможности полной отмены валютных ограничений для граждан в ближайшей перспективе.
В статье рассматривается процесс становления в России действующих норм права в сфере валютного регулирования. За последние 30 лет государство прошло путь от валютной монополии до применения умеренных ограничений. Сейчас российские граждане вправе открывать банковские счета в других государствах, переводить средства в любой валюте между собственными счетами внутри государства и за ее пределами, отсутствуют законодательно закрепленные лимиты на покупку иностранной валюты физическими лицами или ее снятие с банковских карт. В то же время разрешенные основания для зачисления денежных средств, полученных от нерезидентов, на счета граждан в иностранных банках ограничены закрытым перечнем, а операции между резидентами за пределами государства запрещены. Необходимо отметить также высокий размер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Авторы исследовали основные правовые и экономические условия, как способствующие, так и препятствующие полной отмене ограничений на трансграничное движение капитала физических лиц в перспективе ближайших лет. Аргументами в пользу снятия ограничений являются интенсивное развитие в России налогового законодательства и возможность смещения приоритета в регулировании денежных потоков в сторону усиления налогового контроля. За основу может быть взят опыт множества государств, отказавшихся от валютных ограничений в пользу фискального регулирования. Особое внимание уделено влиянию на рассматриваемые процессы международной налоговой прозрачности, формирующейся в ходе реализации международного соглашения об обмене информацией о финансовых счетах (CRS MCAA).
В статье также проанализированы условия, способствующие сохранению в России валютных ограничений. В первую очередь, это негативные макроэкономические данные об оттоке частного капитала из государства. Их интерпретацию усугубляет тот факт, что они получены в условиях амнистии капиталов, которая должна была привести к обратному результату. В исследовании рассматривается опыт других государств группы БРИКС, например, Индии и КНР, которые в целях обеспечения экономической стабильности продолжают активно использовать ограничения на трансграничное движение капитала граждан и даже ужесточают их.
Немаловажным аргументом против отмены валютных ограничений для физических лиц являются существующие правовые препятствия для взыскания обязательных платежей и санкций за счет имущества граждан, находящегося в юрисдикции иностранных государств.
Авторы статьи также указывают на инертность валютного регулирования, которое развивается недостаточно быстрыми темпами для соответствия текущим экономическим потребностям граждан.
Можно ли ожидать полную отмену в России валютных ограничений для физических лиц в ближайшие годы? В результате исследования авторы приходят к выводу, что это маловероятно, поскольку влияние условий, препятствующих снятию ограничений все еще очень велико. В то же время с большой вероятностью можно предположить, что Российская Федерация будет и дальше следовать тенденции постепенной либерализации валютного регулирования, наметившейся в последние годы и обусловленной расширением возможностей финансового контроля в условиях международной налоговой прозрачности.
В настоящее время для признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации учитывается только срок его нахождения на территории страны в течение предшествующих 12 месяцев. Но в 2019 г. Минфин России заявил о необходимости изменения данного подхода как об одном из направлений налоговой политики на 2020 - 2022 гг. В качестве основных путей совершенствования правового регулирования названы сокращение фактического срока нахождения на территории Российской Федерации с 183 до 90 дней в течение года и введение дополнительных более гибких критериев, характеризующих связь того или иного лица с государством. Целью исследования является комплексная оценка подхода к определению резидентства физических лиц в российском финансовом законодательстве, позволяющая сделать вывод об обоснованности и перспективах его реформирования. В статье рассмотрены различные аспекты действующего правового регулирования в данной сфере, а также исследованы особенности наделения физических лиц правовым статусом налогового резидента в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. К достоинствам существующего подхода можно отнести его простоту и определенность, которая связана с применением только одного объективного критерия – периода пребывания на территории государства. В таких условиях у налоговых агентов и налоговых органов не вызывает сложностей отнесение налогоплательщиков к категории налоговых резидентов, что в значительной степени упрощает администрирование и позволяет самим гражданам лучше понимать свой статус и связанные с ним права и обязанности. Парадоксально, но эта же черта может одновременно рассматриваться и как недостаток регулирования, поскольку фактически полностью отдает налоговое резидентство во власть самих гражданин, в первую очередь состоятельных. Простота в его установлении позволяет практически беспрепятственно изменять российскую налоговую юрисдикцию на другую в зависимости от личной выгоды. В результате государство не имеет возможности взимать налоги с доходов лиц, которые de facto имеют тесные личные и экономические связи с российской юрисдикцией, но de jure не отвечают формальным признакам налогового резидента, заранее планируя срок своего пребывания в Российской Федерации. В статье проанализированы основные подходы к определению резидентства физических лиц, применяемые в мировой практике, а также меры, которые предпринимают различные государства во избежание злоупотребления правом со стороны обязанных субъектов. Особое внимание уделено исследованию налогового резидентства в качестве ключевого условия реализации международного соглашения об обмене информацией о финансовых счетах (CRS MCAA), поскольку недобросовестное манипулирование налоговым статусом может препятствовать осуществлению государственного финансового контроля. Интерес представляет и изучение вопроса наделения физических лиц статусом резидента в условиях пандемии вируса COVID-19, поскольку отмена транспортного сообщения между странами на длительный период может вынужденно изменить налоговый статус многих граждан. В результате исследования авторы пришли к выводу, что подход к определению налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации отличается от применяемого в большинстве развитых государств и нуждается в некотором сближении с общемировой практикой. В частности, внедрение в российское законодательство концепции центра жизненных интересов позволит рассматривать связь того или иного лица с российской юрисдикцией в индивидуальном порядке, исключая возможность для злоупотребления.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека