конституционное право, конституционное правосудие, история русского и зарубежного права, мусульманское право
В статье представлен анализ текста конституции, направленный на выявление соотношения между собой разных её норм. Автор обращается к нормативистской теории Г. Кельзена, чтобы показать, что в любой конституции есть иерархия предписаний. Такая иерархия прямо связана с конституционной самобытностью, которая может быть обозначена как ядро конституционных предписаний. Поскольку конституционная самобытность характеризует текущий правопорядок, её принципы должны быть неизменными. Следовательно, они обладают большей юридической силой, чем прочие предписания конституционного текста. Итоговый вывод автора заключается в том, что наличие иерархии норм в конституции усиливает конституционный контроль и делает его более точным.
В статье сопоставлены Мединское соглашение 622 г. н.э. и современные арабские конституции в свете проблемы прав человека. Известно, что Мединское соглашение не оказало существенного влияния на последующее конституционное развитие в арабском мире, однако, как показывает автор, вопросы правового статуса личности возникают в исламе сразу после хиджры. Мухаммед стремился примирить между собой представителей разных исповеданий (мусульман, христиан и иудеев), населявших в то время Медину, и основать государство на твердом фундаменте истинной веры. Схожая проблема существует в арабских странах и сегодня, когда, с одной стороны, ислам объявляется государственной религией, а с другой – декларируется свобода совести, при условии уважения закона, нравов и обычаев отдельно взятого государства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека