Уголовный кодекс РФ не использует термин «коррупционные преступления», несмотря на это, они образуют самостоятельную группу посягательств. К признакам коррупционного преступления наряду с обязательным участием в нем специального субъекта – должностного лица, использующего свои должностные полномочия или положение, и корыстной направленностью автор статьи относит необходимое соучастие. Заявленная позиция аргументируется примерами уже предусмотренных в УК РФ коррупционных преступлений: взяточничества и незаконного участия в предпринимательской деятельности. С учетом проведенных ранее исследований и новелл зарубежного законодателя предлагается дополнить уголовный Закон новыми антикоррупционными нормами. В статье анализируются содержащиеся в уголовных кодексах Кыргызской Республики и Украины статьи, предусматривающие ответственность за незаконное обогащение. Одним из недостатков соответствующей конвенциональной нормы и уже существующих примеров криминализации незаконного обогащения должностных лиц в уголовных кодексах других государств является безнаказанность тех, кто этому обогащению содействовал. Автор предлагает решение данной проблемы.
В статье исследуются уголовно-правовые аспекты актуальной проблемы защиты неприкосновенности личности от недопустимой активности представителей государства при осуществлении правоохранительной функции. Злободневные для теории и практики вопросы правовой природы провокации преступления и фальсификации преступников остаются дискуссионными. Не разработаны единые подходы к квалификации провокационно-подстрекательских действий и случаев «подбрасывания» гражданам предметов, за оборот которых наступает уголовная ответственность, отсутствует теоретическое обоснование уголовно-правового статуса лиц, спровоцированных на совершение преступления. В статье показано, что квалификацию распространенных случаев провокации преступлений и фальсификации преступников по нормам, предусматривающим ответственность за превышение должностных полномочий, фальсификацию доказательств или результатов оперативно-розыскной деятельности следует признать не точной. При этом ответственность за указанные действия, совершаемые субъектами, которые не являются должностными лицами, и без участия последних, вообще не установлена. Автор предлагает проект уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за склонение к совершению преступления или его инсценировку в целях незаконного создания оснований для привлечения к уголовной ответственности. В работе подвергается сомнению подход, в соответствии с которым лицо, спровоцированное сотрудниками правоохранительных органов на совершение преступления, не подлежит уголовной ответственности не зависимо от особенностей посягательства.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library