Уголовный кодекс РФ не использует термин «коррупционные преступления», несмотря на это, они образуют самостоятельную группу посягательств. К признакам коррупционного преступления наряду с обязательным участием в нем специального субъекта – должностного лица, использующего свои должностные полномочия или положение, и корыстной направленностью автор статьи относит необходимое соучастие. Заявленная позиция аргументируется примерами уже предусмотренных в УК РФ коррупционных преступлений: взяточничества и незаконного участия в предпринимательской деятельности. С учетом проведенных ранее исследований и новелл зарубежного законодателя предлагается дополнить уголовный Закон новыми антикоррупционными нормами. В статье анализируются содержащиеся в уголовных кодексах Кыргызской Республики и Украины статьи, предусматривающие ответственность за незаконное обогащение. Одним из недостатков соответствующей конвенциональной нормы и уже существующих примеров криминализации незаконного обогащения должностных лиц в уголовных кодексах других государств является безнаказанность тех, кто этому обогащению содействовал. Автор предлагает решение данной проблемы.
В статье исследуются уголовно-правовые аспекты актуальной проблемы защиты неприкосновенности личности от недопустимой активности представителей государства при осуществлении правоохранительной функции. Злободневные для теории и практики вопросы правовой природы провокации преступления и фальсификации преступников остаются дискуссионными. Не разработаны единые подходы к квалификации провокационно-подстрекательских действий и случаев «подбрасывания» гражданам предметов, за оборот которых наступает уголовная ответственность, отсутствует теоретическое обоснование уголовно-правового статуса лиц, спровоцированных на совершение преступления. В статье показано, что квалификацию распространенных случаев провокации преступлений и фальсификации преступников по нормам, предусматривающим ответственность за превышение должностных полномочий, фальсификацию доказательств или результатов оперативно-розыскной деятельности следует признать не точной. При этом ответственность за указанные действия, совершаемые субъектами, которые не являются должностными лицами, и без участия последних, вообще не установлена. Автор предлагает проект уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за склонение к совершению преступления или его инсценировку в целях незаконного создания оснований для привлечения к уголовной ответственности. В работе подвергается сомнению подход, в соответствии с которым лицо, спровоцированное сотрудниками правоохранительных органов на совершение преступления, не подлежит уголовной ответственности не зависимо от особенностей посягательства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека