кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию; профессор кафедры конституционного и муниципального права
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию; профессор кафедры конституционного и муниципального права
В статье с конституционно-правовых позиций исследуется идентичность системы российского образования как один из ключевых элементов суверенного государственного развития. Разграничивая категории национальной и конституционной идентичности, идеально-нормативное и фактически социальное в их понимании, автор утверждает, что Россия, переосмысливая свою цивилизационную уникальность, движется в конституционном процессе к более полной формализации исторически сложившихся ценностей и представлений, определяющих систему образования, придания им регулирующего характера и механизмов защиты, что должно получить адекватное отражение при разработке в настоящее время стратегии развития образования. Конституционная идентичность национальной системы образования определяется как совокупность сущностных параметров системы образования, обусловленных ценностями, принципами, целями, языковой и цивилизационной самобытностью народа, явно или имплицитно закрепленных в Конституции и вытекающих из национального наследия. Ключевыми характеристиками этой идентичности являются: фундаментальность, единство обучения и воспитания, дисциплина, связь с жизненностью, стремление к прогрессу. Подчеркивается центральная роль педагога, обсуждаются возможности и риски внедрения технологий искусственного интеллекта как инструмента, но не ценности самой образовательной модели.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации