Статья посвящена правовому статусу и режиму одного из стратегически важных для России морских пространств, находящихся под ее суверенитетом, территориальному морю. В статье анализируется понятие территориального моря, сформулирована его авторская дефиниция, обоснована недопустимость использования в научном обороте термина “территориальные воды”, как ошибочного и вносящего путаницу. Значительное место в статье уделено праву мирного прохода, в том числе иностранных военных кораблей, вопросам осуществления уголовной, гражданской и административной юрисдикции в территориальном море. В заключении сформулированы обобщающие выводы.
Основным документом в процессе «документарной» продажи товара традиционно выступает коносамент – универсальный многоцелевой документ, используемый исключительно при перевозках грузов морским либо внутренним водным транспортом. Например, как показывает практика, при аккредитивных сделках банки, являющиеся важным звеном в договоре купли-продажи товара, негативно относятся к так называемым «нечистым» коносаментам, содержащим определенные оговорки, предпочитая получить комплект документов, которые включают только «чистые» коносаменты. В статье в первую очередь анализируются оговорки, которые могут быть внесены в коносамент и представляют собой односторонние заявления перевозчика по тем или иным вопросам исполнения договора морской перевозки и не требующие согласования с грузоотправителем.
Юридическое значение оговорок, вносимых в коносамент, заключается в том, что они направлены на защиту перевозчика от ответственности за могущими быть неточными или ложными сведения, представленные отправителем груза. Однако негативные правовые последствия включения в коносамент оговорок заключаются в том, что они в существенной степени снижают доказательственную силу коносамента.
В статье показано, что не любая оговорка, внесенная в коносамент, делает его «нечистым». В этой связи исследуются положения ряда международных конвенций, регулирующих правовой режим морской перевозки груза, а также банковская практика, воплощенная в унифицированных правилах, которые получили отражение в публикациях Международной Торговой Палаты.
Рассматривается также важный практический вопрос о целесообразности использования перевозчиком практики выдачи «чистых» коносаментов при наличии сомнений в надлежащем состоянии груза в обмен на предоставление отправителем гарантийных писем, предусматривающих возмещение потенциальных убытков перевозчику при сдаче груза получателю.
В заключительной части приводятся обобщающие выводы и рекомендации.
Китай является одной из крупнейших морских держав, граничащих с Россией. Наши страны связывают многолетние узы дружбы и сотрудничества. В этой связи исследования правовой системы КНР, в т.ч. и в части, касающейся морского права, представляют особую актуальность. Китай – страна с морскими традициями, уходящими в глубокую древность, и опытом мореплавания, насчитываемым тысячелетия. Географическое положение Китая с выходом в Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайские моря, протяженная береговая линия, наличие более 700 портов и крупнейшего в мире торгового флота позволяют китайскому руководству выносить на повестку дня амбициозную задачу по превращению Китая в «могущественное морское государство». Вместе с тем очевидно, что реализовать такие планы невозможно без развитого морского права, являющегося базовой основой морской индустрии. В 1982 г. Китай подписал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., а в 1996 г. ратифицировал ее, внеся соответствующие изменения в свое морское законодательство. Кроме того, был принят целый ряд законов, имеющих принципиально важное значение для развития китайской экономики и ее морской составляющей.
С одной стороны, Китай – это страна с коммунистической идеологией и доминирующей ролью Компартии во всех сферах общественной жизни, с другой – активно использующая рыночные механизмы. Это т.н. формула «социализма с китайской спецификой». Таким образом, КНР идеологически по-прежнему остается социалистическим государством, но при этом широко использует элементы капитализма. Отсюда и особенности китайской правовой системы в целом и морского права, в частности. Кроме того, в соответствии с доктриной Дэн Сяопина «одна страна, две системы» различают правовые системы материкового Китая, Гонконга и Макао. В отличие от материкового Китая, правовая система Гонконга основана на английском общем праве, а для Макао характерна континентальная правовая система, унаследованная от Португалии.
В статье исследуются основные положения Конституции КНР, принятой в 1982 г. (в ред. 2018 г.), которая, по существу, является основным источником, в т.ч. и китайского морского права. Рассмотрены порядок принятия законов и способы имплементации международно-правовых актов в законодательство КНР. Освещены особенности характерных для китайского права актов, известных под названием «Белые Книги». Анализируются положения наиболее важных и принципиальных законов в области китайского морского права, таких как Морской кодекс КНР 1992 г., Закон о территориальном море и прилежащей зоне 1992 г., Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе КНР 1998 г., Закон о безопасности морского судоходства 2016 г., Закон о портах КНР 2017 г. Рассмотрены и другие виды морских нормативных правовых актов – административных правил, ведомственных актов, местных правил и т.д. Уделено внимание важному практическому вопросу, касающегося осуществления юрисдикции китайскими властями в отношении иностранных торговых судов. В этой связи резюмируется, что при осуществлении юрисдикции в отношении иностранных торговых судов китайские власти придерживаются норм международного договорного и обычного права.
В заключительной части приводятся обобщающие выводы.
В статье исследуются правовые проблемы, которые возникают в процессе эксплуатации безэкипажных судов, а также причины, которыми обусловлено их возникновение. Большое внимание уделено деятельности Международной морской организации (ИМО), которой принадлежит ключевая роль в формировании международно-правовой системы регулирования деятельности морских автономных надводных судов (МАНС). Авторами также рассматривается новейшее российское законодательство, посвященное МАНС.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library