Исследуется широко распространенный, но мало изученный феномен “смысл закона” в системе юридического научного знания. Цель статьи – выделение причин, основных характеристик, понятия, разработка обобщенной теоретической модели категории смысла закона, а также понимание ее места и роли в государственно-правовой практике. Методологическая основа статьи представлена комплексом философских, общенаучных и частно-научных средств познания. Основные результаты статьи: выделенные детерминанты и признаки, сформулированное догматическое понятие и разработанная общая теоретическая модель смысла закона.
В первой части статьи (догматическое понимание) смысл закона определяется как объективная содержательная характеристика, лежащая в основе его нормативного содержания, отражающая основные подходы правового регулирования общественных отношений и направляющая правореализационную (правоприменительную) деятельность в общественно значимом направлении.
Во второй части исследования (теоретическое понимание) путем применения авторского исследовательского приема была обоснована модель смысла закона в системе категорий теоретико методологической науки. Искомая категория проявилась через последовательную деятельность по преодолению “трех препятствий”. В статье рассматриваются три препятствия: “догматический”, “формальный” и “содержательный”.
В каждом из таких условных препятствий автор пытается определить место смысла закона.
В исследовании делается итоговый вывод о том, что смыслом закона является концепция, сформированная в рамках юридической доктрины, отражающая основные цели, задачи и программные положения развития государства и общества. Область применения результатов определяется специально-юридическим характером настоящей статьи.
Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы применительно к различным видам юридической деятельности и служить методологическими основами в аналитической юриспруденции в вопросах осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека