Политический и правовой курс современной России на создание в стране условий для устойчивого развития предполагает опору на отлаженную систему государственноправового регулирования, с помощью которой открываются возможности для полномасштабного осуществления предусмотренных конституционным и отраслевым законодательством свобод, субъективных прав и законных интересов, но вместе с тем обеспечивается их всесторонняя охрана и защита, предполагающая механизмы, способствующие выполнению юридических предписаний (позитивных обязываний), соблюдению правовых запретов. Важную функцию в этой системе выполняют наказания как предусмотренные законодательством меры негативного воздействия на субъектов, в той или иной форме нарушивших предписания закона. Проблемы, связанные с этим “крайним”, но действенным средством государственно-правовой политики современной России, стали предметом обсуждения в формате проведенного научного “круглого стола”. Кроме того, в ходе мероприятия обсуждались перспективы взаимодействия и сотрудничества академической и вузовской науки в рамках Научно-образовательного центра “Государственно-правовая политика современной России”, созданного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (НИИ государственно-правовых исследований) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права РАН.
Политический и правовой курс современной России на создание в стране условий для устойчивого развития предполагает опору на отлаженную систему государственноправового регулирования, с помощью которой открываются возможности для полномасштабного осуществления предусмотренных конституционным и отраслевым законодательством свобод, субъективных прав и законных интересов, но вместе с тем обеспечивается их всесторонняя охрана и защита, предполагающая механизмы, способствующие выполнению юридических предписаний (позитивных обязываний), соблюдению правовых запретов. Важную функцию в этой системе выполняют наказания как предусмотренные законодательством меры негативного воздействия на субъектов, в той или иной форме нарушивших предписания закона. Проблемы, связанные с этим “крайним”, но действенным средством государственно-правовой политики современной России, стали предметом обсуждения в формате проведенного научного “круглого стола”. Кроме того, в ходе мероприятия обсуждались перспективы взаимодействия и сотрудничества академической и вузовской науки в рамках Научно-образовательного центра “Государственно-правовая политика современной России”, созданного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (НИИ государственно-правовых исследований) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права РАН.
Масштабные планы по развитию современной России, обозначенные высшим государственным руководством страны, формируемые и реализуемые национальные проекты предполагают системную и эффективную деятельность всех эшелонов власти на всех уровнях государственного устройства. В немалой степени это касается сферы региональной властной компетенции, от правильного и умелого применения которой зависит надлежащая организация государственно-правовой и социально-экономической жизни субъектов Российской Федерации. Основной Закон государства дает возможности для соответствующих ветвей власти принятия на уровне регионов государственно-правовых решений по различным вопросам общественной жизни, повышая уровень экономики и качество жизни населения в субъектах Российской Федерации, продолжая и усиливая линию общефедеральной государственной и правовой политики и одновременно проявляя необходимую инициативу в пределах отведенных российским законодательством властных полномочий. В какой мере эти возможности реализуются на практике в субъектах Российской Федерации, стало предметом обсуждения в формате проведенного научного «круглого стола». В ходе научного мероприятия обсуждалась перспектива разработки и принятия на уровне конкретного субъекта Российской Федерации – Тамбовской области – доктринально-практического документа «Концепция правовой политики Тамбовской области» на основе консолидации усилий научного сообщества и представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в регионе. Координировать работу предложено Научно-образовательному центру «Государственно-правовая политика современной России», созданному на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (в структуре Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований университета) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права Российской академии наук.
Юридическая наука, решая задачи по поиску, установлению и обоснованию закономерностей в сфере права, не может не обращать внимания на полярные стороны правовой жизни общества, на негатив и позитив, возникающие в результате конвергенции права и социальной жизни. В одних случаях правовая форма социальной жизни отличается позитивом, т.к. право всецело и гармонично регулирует соответствующие социальные отношения, способствуя тенденциям сотрудничества и взаимопомощи между индивидами и социальными коллективами. В других - может наблюдаться негатив, поскольку право оказывается неэффективным и малодейственным регулятором и вместо того, чтобы наладить отношения в социуме, приводит к дополнительным издержкам и социальным противоречиям, обусловливая новые социальные конфликты и юридические споры. Чем вызывается данный негатив и что открывает простор позитиву в правовой жизни общества? Какие имеют место социальные факторы данной амбивалентности в праве, каковы последствия их действия для социально-правовой жизни? В этих и иных вопросах пытались разобраться участники научной конференции, собравшей представителей разных российских регионов (Москва, Республика Крым, Саратовская область, Республика Мордовия и др.).
В статье обосновывается эвристическое значение для науки теории права категории «правовая жизнь». Раскрывается объем понятия «правовая жизнь», которое, в отличие от многих иных претендующих на статус правовых категорий (как, например, «правовая система»), реально и достоверно позволяет охватывать весь мыслимый комплекс статических и динамических правовых явлений, в т.ч. разнополюсные правовые явления, имеющие не только положительный, но и отрицательный показатели. Устанавливается, что в рамках правовой жизни существуют как позитивные, правомерные (право), так и негативные, неправомерные (неправо) правовые явления, представления о которых в сумме дают полное понимание картины бытия права, законов движения и саморазвития феномена «правовое».
В обзорных материалах Всероссийской научно-практической конференции в форме «круглого стола», посвященной обсуждению проекта Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации (на примере Тамбовской области), представлены тезисы докладов участников мероприятия. В них раскрываются самые разнообразные стороны концептуального оформления и проведения в жизнь правовой политики в субъектах Российской Федерации. Подчеркивается значимость такого доктринально-прикладного документа, как Концепция правовой политики субъекта Российской Федерации, который способен стать программой реальных действий региональной власти и гражданского общества субъекта Федерации по обеспечению государственно-правового развития региона, начиная от системы правотворчества и продолжая всеми иными элементами правовой системы субъекта Российской Федерации (правоприменение, невластная правореализация, правовая культура, правовое сознание, правовое обучение и воспитание, цифровизация права и проч.). Проведено обоснование необходимости сочетания доктринального и практического аспектов в ходе подготовки и совершенствования содержания Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации (на примере Тамбовской области).
В статье рассматривается проблема социальных оснований права и правовой политики. Подчеркивается, что правовая политика сможет выполнять свои задачи только путем достижения высокого уровня своей научной обоснованности, что предполагает ее нацеленность на глубокое изучение социального контекста права. Акцентируется внимание на детерминирующей роли конкуренции (конфликта) и кооперации (солидарности) социальных интересов для права и проводимой государством правовой политики. Констатируется конфликтная и солидарная природа права и правовых средств. Отмечается, что при работе с конфликтами право оперирует ограничивающими правовыми средствами, для поддержания отношений сотрудничества в социуме право действует с помощью дозволений и иных позитивных правовых средств. Применительно к данным стилям правового регулирования используются, соответственно, понятия конфликтного права и права сотрудничества. Устанавливается значение механизмов согласования интересов в правотворческой политике и праве. Определяется также важность привлечения к государственно-правовому строительству институтов гражданского общества и необходимость проведения социологических исследований в праве, что будет позволять праву и правовой политике приобретать необходимое состояние качества и эффективности.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library