Политический и правовой курс современной России на создание в стране условий для устойчивого развития предполагает опору на отлаженную систему государственноправового регулирования, с помощью которой открываются возможности для полномасштабного осуществления предусмотренных конституционным и отраслевым законодательством свобод, субъективных прав и законных интересов, но вместе с тем обеспечивается их всесторонняя охрана и защита, предполагающая механизмы, способствующие выполнению юридических предписаний (позитивных обязываний), соблюдению правовых запретов. Важную функцию в этой системе выполняют наказания как предусмотренные законодательством меры негативного воздействия на субъектов, в той или иной форме нарушивших предписания закона. Проблемы, связанные с этим “крайним”, но действенным средством государственно-правовой политики современной России, стали предметом обсуждения в формате проведенного научного “круглого стола”. Кроме того, в ходе мероприятия обсуждались перспективы взаимодействия и сотрудничества академической и вузовской науки в рамках Научно-образовательного центра “Государственно-правовая политика современной России”, созданного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (НИИ государственно-правовых исследований) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права РАН.
Политический и правовой курс современной России на создание в стране условий для устойчивого развития предполагает опору на отлаженную систему государственноправового регулирования, с помощью которой открываются возможности для полномасштабного осуществления предусмотренных конституционным и отраслевым законодательством свобод, субъективных прав и законных интересов, но вместе с тем обеспечивается их всесторонняя охрана и защита, предполагающая механизмы, способствующие выполнению юридических предписаний (позитивных обязываний), соблюдению правовых запретов. Важную функцию в этой системе выполняют наказания как предусмотренные законодательством меры негативного воздействия на субъектов, в той или иной форме нарушивших предписания закона. Проблемы, связанные с этим “крайним”, но действенным средством государственно-правовой политики современной России, стали предметом обсуждения в формате проведенного научного “круглого стола”. Кроме того, в ходе мероприятия обсуждались перспективы взаимодействия и сотрудничества академической и вузовской науки в рамках Научно-образовательного центра “Государственно-правовая политика современной России”, созданного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (НИИ государственно-правовых исследований) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права РАН.
Масштабные планы по развитию современной России, обозначенные высшим государственным руководством страны, формируемые и реализуемые национальные проекты предполагают системную и эффективную деятельность всех эшелонов власти на всех уровнях государственного устройства. В немалой степени это касается сферы региональной властной компетенции, от правильного и умелого применения которой зависит надлежащая организация государственно-правовой и социально-экономической жизни субъектов Российской Федерации. Основной Закон государства дает возможности для соответствующих ветвей власти принятия на уровне регионов государственно-правовых решений по различным вопросам общественной жизни, повышая уровень экономики и качество жизни населения в субъектах Российской Федерации, продолжая и усиливая линию общефедеральной государственной и правовой политики и одновременно проявляя необходимую инициативу в пределах отведенных российским законодательством властных полномочий. В какой мере эти возможности реализуются на практике в субъектах Российской Федерации, стало предметом обсуждения в формате проведенного научного «круглого стола». В ходе научного мероприятия обсуждалась перспектива разработки и принятия на уровне конкретного субъекта Российской Федерации – Тамбовской области – доктринально-практического документа «Концепция правовой политики Тамбовской области» на основе консолидации усилий научного сообщества и представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в регионе. Координировать работу предложено Научно-образовательному центру «Государственно-правовая политика современной России», созданному на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (в структуре Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований университета) совместно с Саратовским филиалом Института государства и права Российской академии наук.
Юридическая наука, решая задачи по поиску, установлению и обоснованию закономерностей в сфере права, не может не обращать внимания на полярные стороны правовой жизни общества, на негатив и позитив, возникающие в результате конвергенции права и социальной жизни. В одних случаях правовая форма социальной жизни отличается позитивом, т.к. право всецело и гармонично регулирует соответствующие социальные отношения, способствуя тенденциям сотрудничества и взаимопомощи между индивидами и социальными коллективами. В других - может наблюдаться негатив, поскольку право оказывается неэффективным и малодейственным регулятором и вместо того, чтобы наладить отношения в социуме, приводит к дополнительным издержкам и социальным противоречиям, обусловливая новые социальные конфликты и юридические споры. Чем вызывается данный негатив и что открывает простор позитиву в правовой жизни общества? Какие имеют место социальные факторы данной амбивалентности в праве, каковы последствия их действия для социально-правовой жизни? В этих и иных вопросах пытались разобраться участники научной конференции, собравшей представителей разных российских регионов (Москва, Республика Крым, Саратовская область, Республика Мордовия и др.).
В обзорных материалах Всероссийской научно-практической конференции в форме «круглого стола», посвященной обсуждению проекта Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации (на примере Тамбовской области), представлены тезисы докладов участников мероприятия. В них раскрываются самые разнообразные стороны концептуального оформления и проведения в жизнь правовой политики в субъектах Российской Федерации. Подчеркивается значимость такого доктринально-прикладного документа, как Концепция правовой политики субъекта Российской Федерации, который способен стать программой реальных действий региональной власти и гражданского общества субъекта Федерации по обеспечению государственно-правового развития региона, начиная от системы правотворчества и продолжая всеми иными элементами правовой системы субъекта Российской Федерации (правоприменение, невластная правореализация, правовая культура, правовое сознание, правовое обучение и воспитание, цифровизация права и проч.). Проведено обоснование необходимости сочетания доктринального и практического аспектов в ходе подготовки и совершенствования содержания Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации (на примере Тамбовской области).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека