Статья посвящена 20-летию сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН и светлой памяти его основателя – Илларии Лаврентьевны Бачило. В статье обозначены основные вехи развития информационного права, роль И.Л. Бачило в становлении данной отрасли права. Авторы определяют приоритетные направления исследований сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, обобщают основные идеи, разработанные в ходе проведения исследований.
Проанализированы основные результаты работы сектора по вопросам развития и использования информационных ресурсов и технологий, правового обеспечения информационной безопасности, теоретических и практических проблем информационного права, по исследованию проблем развития гражданского общества, информационного общества, по вопросам эволюции институтов государства и права в целом, а также кодификации информационного законодательства.
Поднята проблема поиска новых направлений и форм проведения научных мероприятий и подготовки молодых ученых в сфере информационного права.
В статье изложен взгляд на развитие информационного права и международной информационной безопасности, предложены основные перспективные направления исследований в данной сфере.
Дан обзор Международной научно-практической конференции “Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право” – Первые Бачиловские чтения (15-16 февраля 2018 г., Институт государства и права РАН). Было отмечено, что в условиях развития информационного общества появляются новые вызовы и угрозы, что необходимо повышение требований по обеспечению информационной безопасности на всех уровнях.
В статье рассматриваются вопросы трансформации информационного общества и особенности развития информационного права на новом этапе его развития – в период происходящей в мире турбулентности, цивилизационного кризиса и новых вызовов человечеству, обусловленных пандемией и появлением инфодемии, усилением борьбы с распространением недостоверной информации (фейковой информации), ведущихся дискурсах, попытках правового осмысления будущего и реальности информационного и цифрового права. В этой связи авторы поднимают проблемы правовой сущности таких новых явлений, как «фейковая информация» и «инфодемия». Авторы анализируют потребности в развитии теории информационного права в условиях развития цифровизации и появления системы новых субъектов и объектов права, а также ряда проблем регулирования цифровых отношений.
Исследуются проблемы правового регулирования на данном этапе развития, связанные с новыми рисками, вызовами и угрозами информационной безопасности, пандемии коронавируса COVID-19, а также векторы научных изысканий в условиях цифровизации экономики, государственного управления, и особенно социальной сферы в новом «удаленном режиме». Сегодня изменились процессы глобализации информационного пространства, требующие развития системы стратегических документов, направленных на обеспечение как национальной безопасности в информационной сфере, так и международной информационной безопасности на основе синергии этих процессов и усиления ответственности за соблюдение правил и требований.
В статье исследуется правовая природа института «цифровой зрелости» на основе анализа. Рассматривается правовое обеспечение внедрения и использования показателей «цифровой зрелости» в рамках процессов цифровой трансформации. Произведен анализ применяемых имеющихся в действующем законодательстве и научной литературе дефиниций «цифровой зрелости», выделены показатели «цифровой зрелости». На основе анализа состояния правового регулирования и правовой природы понятия «цифровая зрелость» авторы определяют ее как результат (уровень) развития того или иного субъекта или объекта, института или направления в рамках реализации стратегических задач по цифровой трансформации, который характеризуется как общим, так и специальным набором показателей (индикаторов). Обосновывается вывод о необходимости законодательного закрепления дефиниции данного понятия на уровне федерального закона или постановления Правительства РФ. Анализ правового регулирования отношений, возникающих в связи с обеспечением «цифровой зрелости», свидетельствует об отсутствии методологического обеспечения данных процессов, отсутствии единого подхода к пониманию того, что представляет собой «цифровая зрелость», какие общие и специальные показатели и критерии их оценки необходимо использовать. В статье делается вывод, что, исходя из законодательства, зачастую сложно понять, что требуется от того или иного субъекта для обеспечения «цифровой зрелости» и как ее достичь. Развитие института «цифровой зрелости» в дальнейшем будет опираться на практическую реализации законодательно закрепленных моделей. В этой связи авторы полагают, что целесообразным было бы использование экспериментов по официальному внедрению данных показателей на уровне функционирования отдельных субъектов для апробации и выявления перспективной модели развития института «цифровой зрелости». В условиях сложившейся ситуации приходится констатировать необходимость развития института сквозь призму оценки практической реализации и выполнения показателя «цифровая зрелость» при проведении процессов цифровой трансформации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Авторами статьи предпринята попытка правового осмысления процессов, характеризующих современный этап развития науки информационного права в условиях цифровой трансформации и формирования в Институте государства и права РАН на базе направления, выделившегося в конце прошлого века из административного права и возглавленного Илларией Лаврентьевной Бачило. Вклад И.Л. Бачило в обосновании этого нового научного направления не только в ИГП РАН, но и на всем постсоветском пространстве трудно переоценить.
Преемственность научной деятельности И.Л. Бачило остро ощущается на проводимых в память о ней традиционных международных конференциях по проблемам информационного права, получивших название «Бачиловские чтения». Эти научные мероприятия не просто носят мемориальный характер, но являются импульсом для постановки новых проблем и определения направлений научных исследований, привлекают как маститых, так и молодых ученых, способствуют развитию научной школы информационного права.
В настоящее время возрастает тенденция не только продолжения научных исследований в информационной сфере, но и значительного расширения ландшафта регулирования в сфере выделения в информационном праве отдельного института – цифрового права. Новыми векторами и приоритетами научных исследований в науке информационного права становятся процессы институционализации, связанные с активным регулированием отдельных информационных, в том числе цифровых технологий.
В статье рассматривается нормативное определение искусственного интеллекта, сформулированное в российском законодательстве к 2021 г. в контексте общего подхода к данному термину. Авторы выделяют основные юридически значимые признаки искусственного интеллекта, к которым относятся автономность функционирования (полная или относительная), способность находить решения (в том числе без заранее заложенных разработчиком алгоритмов) и «неорганическая» природа, предполагающая - строго с формально-юридической, а не фактической точки зрения - потенциальный риск и, соответственно, потенциальную опасность искусственного интеллекта для понимания его в формально-юридическом смысле. Авторы рассматривают примеры существующих в мире подходов к определению данного термина, подвергают критике действующее определение и предлагают более емкий подход, основанный на определении искусственного интеллекта как информационной системы (в формально-юридическом смысле), обеспечивающей функцию формирования алгоритмов решения задач, отличных от заложенных разработчиками системы, в том числе с помощью искусственной нейронной сети.
В статье анализируется современное состояние правового регулирования квантовых коммуникаций как одной из ключевых разновидностей квантовых технологий. Произведен анализ имеющихся в действующем законодательстве определений «квантовые коммуникации», определена их правовая природа как разновидности информационных и цифровых технологий. Сформулировано правовое понятие «квантовые коммуникации». Проанализировано действующее законодательство в сфере квантовых коммуникаций. Выявлены основные направления правового регулирования квантовых коммуникаций в России, ключевые проблемы, которые возникают при этом. Предложена разработка Концепции нормативного правового регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации. Анализ правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием квантовых коммуникаций, свидетельствует о явном отсутствии методологического обеспечения данных процессов, отсутствии единого подхода к пониманию того, что представляют собой «квантовые коммуникации», как необходимо развивать российское законодательство для обеспечения прорывного внедрения квантовых коммуникаций. Анализ регулирования отрасли квантовых коммуникаций в мире свидетельствует о том, что преимущественным в этом процессе является регулирование на уровне стратегий, концепций, «дорожных карт» и программ развития. Важным механизмом государственного регулирования развития квантовых коммуникаций является государственное финансирование поддержки проектов в сфере квантовых коммуникаций. Авторами выделены несколько подходов, сложившихся за рубежом к регулированию квантовых технологий, в том числе квантовых коммуникаций, на уровне стратегического регулирования. Выявлены ключевые перспективные вопросы сферы квантовых коммуникаций, нашедшие правовое регулирование в иностранных государствах, которые могут быть применены в России, в частности, выделены и систематизированы ключевые меры государственной поддержки отрасли квантовых коммуникаций, которые должны найти нормативное отражение в ближайшей перспективе.
Авторами статьи анализируются современные тенденции развития информационного права в условиях активной трансформации российского законодательства и юридической науки, а также развития IT-сектора в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию. Исследуются также основные направления развития науки информационного права в связи с принятием новой номенклатуры научных специальностей. Согласно новой системе научной аттестации кадров высшей квалификации специалисты по информационному праву фактически могут найти себя во всех научных специальностях. В статье анализируются особенности исследований по информационному праву в рамках отдельных научных специальностей. Делается вывод, что приоритетной научной специальностью для исследования правового регулирования информационных отношений является специальность по публично-правовым (государственным) наукам. При проведении частноправовых исследований необходимо комплексно, с учетом базового характера информационного права изучать существующие особенности различных частноправовых институтов, используемых в процессе регулирования отношений, связанных с информационными (цифровыми) технологиями. Комплексный характер информационного права проявляется в новой номенклатуре паспортов научных специальностей за счет возможности проведения исследований информационно-правовой направленности практически в рамках каждой публично-правовой и иных научных специальностей. Это доказывает, что существует объективная необходимость развития общей теории информационного права, которая должна быть направлена на поддержку (научное обоснование) формирования государственной (публично-правовой) политики в целях обеспечения национальной безопасности в регулировании информационных отношений, включая обеспечение информационной безопасности, что приобретает особую остроту в условиях изменения миропорядка, необходимости научного обоснования подходов в научных исследованиях по различным аспектам регулирования информационных отношений и на различных уровнях. Наука информационного права в этой связи должна развиваться в тесном контакте с другими юридическими науками для обеспечения проведения совместных исследований, а также специализированных исследований и защиты диссертаций не только по публично-правовым наукам, но и в рамках иных научных специальностей. В заключение дается краткий анализ проблем информационного права, обсуждавшихся на Пятых Бачиловских чтениях, прошедших в 2022 г. в Институте государства и права Российской академии наук.
В статье поднимается проблема доверия общества и отдельных субъектов к праву в условиях цифровой трансформации. Выявлены факторы, приводящие во многом к снижению доверия к праву, в том числе как геополитические кризисы и изменения, проходившие в мире в условиях пандемии, так и процессы ухудшения качества нормотворчества, государственного управления и юридической техники и правоприменения. Выявлены причины отставания права от реалий массового использования новых цифровых технологий в XXI в., когда количество пробелов в системе правового регулирования приобретает для юридической науки, теории права, общества и государства критический характер.
Установлено, что увеличение информационного давления на личность, его открытость и беззащитность перед информационными потоками, стресс и инфодемия, особенно в условиях пандемии и геополитического перелома, разрушают возможность формирования критического мышления и за счет перегрузки лишают навыков эффективно узнавать новое и творчески развиваться, а все увеличивающееся по времени нахождение индивидуума в информационном пространстве в условиях мощных технологий таргетирования лишают его права выбора, особенно, когда сейчас в мире доминирует всего пара десятков глобальных цифровых платформ, оказывающих гражданам и мелкому и среднему бизнесу все более широкий спектр услуг, лишая их экономической возможности выбирать иные альтернативные решения.
Произошедшие изменения в системе принудительной работы в дистанционном формате, «подзаконное управление», использование страха и растерянности населения поставили вопрос об авторитете права. Делается вывод, что определение места информационного права в России и современном мире, включая проблематику необходимости систематизации информационного законодательства для страны и общества, когда цифровые данные становятся основой для возрастающего объема общественных отношений, представляется одним из важных процессов по обеспечению повышения доверия к праву как социальному регулятору.
Поднимаются проблемы правового регулирования оборота больших данных, интернета вещей, искусственного интеллекта и других цифровых технологий.
Анализируется целый ряд правовых вопросов, включая формирование непротиворечивой иерархической юридической терминологии в области интернета вещей и единого видения системы правовых проблем интернета вещей, требующих новых или измененных решений, с учетом отраслевой специфики и текущего состояния нормативной базы.
На современном этапе развития человечества разумным инструментом для достижения баланса прав граждан и публичных интересов может стать «право на отказ от использования цифровых технологий». В этой связи важной для реализации задачей информационного права является создание системы защиты прав лиц, не имеющих возможности или не желающих, или опасающихся использования новых сложных технологических решений, как, например, различные прорывные цифровые технологии, включая технологии искусственного интеллекта.
Статья посвящена исследованию правовых вопросов развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации в условиях цифровой трансформации общества. Учитывая приоритетность задач обеспечения информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, целью настоящей статьи является выявление правовых проблем в процессе реализации стратегических задач обеспечения национальной информационной безопасности, включая обеспечение информационной безопасности государства, общества и граждан. При этом внимание авторов сфокусировано на правовых проблемах формирования культуры информационной безопасности граждан, поскольку именно они являются наиболее уязвимыми объектами информационно-психологического, деструктивного воздействия. Необходимость обеспечения состояния защищенности граждан в информационном пространстве связана не только с реализацией их прав, но и требует соблюдения соответствующих обязанностей и правил поведения. Формирование культуры информационной безопасности требует совершенствования государственной политики, направленной на развитие правового регулирования не только в частноправовой, но и в публично-правовой сфере. В связи с этим авторами обосновывается вывод о том, что указанные правовые проблемы требуют научных исследований в публично-правовой науке, учитывая новый паспорт указанной научной специальности. В процессе исследования поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов (анализа, синтеза). На основе диалектического метода установлено, что большой спектр вызовов и угроз информационной безопасности в современных условиях требует междисциплинарных и межотраслевых подходов. Обосновано, что необходима выработка комплексного подхода и проведение общей информационной кампании для населения, направленной на повышение правовой грамотности по вопросам информационной безопасности, способствующие повышению уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшей цифровизации экономики государства.
Авторами статьи анализируются особенности развития общества и государства в условиях перехода к новому национальному проекту развития – экономике данных, а также связанные с этим современные направления развития информационного права. Экономика данных ориентируется в первую очередь на практико-ориентированный подход активного внедрения отечественных разработок и формирование технологического суверенитета. Развитие такого механизма должно осуществляться на основе гибкого регулирования и поддержки производства. Как и в рамках цифровой экономики, в экономике данных подход гибкого регулирования представляется приоритетным. Но чтобы добиться максимально быстро необходимого результата, ставится задача по поиску новых методов и подходов. В связи с этим гибкий подход в регулировании должен быть связан с возможностью создания моделей максимального разрешения внедрения и использования технологий со строго формально определенной системой рисков, за наступление которых могут быть неблагоприятные последствия или определенные корректирующие действия под контролем государства. В статье авторы анализируют то, как должны измениться методы и подходы к регулированию отношений в условиях экономики данных. Осознание рисков и угроз, исходящих от искусственного интеллекта, обусловливает постановку вопроса о разработке и принятии специального законодательства об искусственном интеллекте, в основе которого должен быть базовый федеральный закон об искусственном интеллекте. В работе представлены аргументы «за» и «против» такого акта, его содержание, анализируются подходы к регулированию отдельных вопросов. Дан анализ проблем правового регулирования метавселенных как пространства для развития экономики данных. Делается вывод, что ряд проблем и рисков, с которыми сегодня приходится сталкиваться при формировании общественных отношений в метавселенных, влекут за собой необходимость правового регулирования данных отношений и разработки целостной системы правовых норм, в том числе на уровне актов стратегического планирования. Рассмотрен вопрос о целесообразности использования зарубежного опыта разработки Цифрового кодекса (на примере Кыргызской Республики). В заключение дается анализ основных проблем, которые обсуждались на научных мероприятиях по проблемам информационного права, в том числе на Шестых Бачиловских чтениях, прошедших в 2023 г. в Институте государства и права Российской академии наук.
Статья посвящена вопросам развития системы правового обеспечения международной информационной безопасности. Проведено научное осмысление понятия международной информационной безопасности и основных угроз в данной сфере. Проанализированы стратегические задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Исследованы текущее состояние системы правового обеспечения международной информационной безопасности и основные проблемы в данной области. Проведен системный анализ различных подходов относительно вопросов применимости норм и принципов действующего международного права к ИКТ-среде, разработки и принятия новых правил, принципов и норм, касающихся обеспечения безопасности в ИКТ-среде. Проведенное авторами исследование позволило с междисциплинарных позиций научно обосновать выводы относительно приоритетных векторов развития системы правового обеспечения международной информационной безопасности на универсальном, региональном и двустороннем уровнях в условиях геополитической конфронтации ведущих мировых держав.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека